Уважаемые коллеги!


Мы продолжаем следить за новыми образовательными инициативами и новыми документами. Как изменится высшее образование в 2021-2022 учебном году, какие ключевые события произошли в сентябре, какие требования заложены в нормативные документы, когда они вступят в силу и к чему нам готовиться? Об этом в нашем очередном выпуске Вестника аккредитации.


 НОВОСТИ  

Приоритет 2030: итоги конкурса     

Комиссия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации отобрала в программу «Приоритет 2030» 106 университетов. Эти учреждения получат базовую часть гранта в размере 100 миллионов рублей. Общее количество стратегических проектов всех участников «Приоритета 2030» – 409. Все отобранные университеты получат базовый грант в размере 100 млн рублей. Однако многие из них претендуют на получение специальной части гранта, которая будет утверждена Советом программы в самое ближайшее время по двум направлениям: исследовательское и территориальное лидерство.

Подробнее

Что мы поняли в пандемию?

Презентация исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию» стала предметом активного обсуждения в вузовской среде. Ключевым вопросом высшего образования становится вопрос о доказанном качестве образования. Исследователи считают, что в процессах, связанных с качеством образования, определяющим должен быть конструкт образовательных результатов. По мнению разработчиков и авторов доклада, переход на полный дистант невозможен, наиболее продуктивным станет смешанное обучение; цифровые сервисы становятся условием эффективности; обязательное участие работодателей в образовательном процессе и в оценке качества результатов; особое внимание уделено психологическому благополучию обучающихся и вовлечению студентов в оценку качества.

Подробнее

Студенты за качество!

2 сентября 2021 года в Штабе общественной поддержки «Единая Россия» прошла экспертная дискуссия «Роль студентов в оценке качества образования», где с докладом выступила заместитель директора Нацаккредцентра Г.Н. Мотова. По итогам дискуссии студенческое сообщество направило обращение в адрес министра науки и высшего образования РФ - включить студентов в систему ежегодных процедур оценки качества образовательного процесса, закрепить эту норму в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Обращение подписал председатель совета Ассоциации волонтерских центров Артём Метелёв. Рособрнадзор поддержал общественную инициативу и предложил включить результат оценки качества со стороны студентов в перечень критериев аккредитации университета.

Подробнее

 МЕРОПРИЯТИЯ  


26 - 28 октября 2021 года

Вебинар "Как изменится высшее образование в 2021-2022 учебном году?"


В рамках осенней школы будет организовано повышение квалификации, представлен обзор ключевых событий 2021 года, рассмотрены требования новых нормативных документов, рекомендации и алгоритмы действий по их выполнению.

  НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ  


О государственной аккредитации программ аспирантуры


Письмо Рособрнадзора от 22.07.2021 № Ва-7293/06-1762 «О государственной аккредитации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»

Рособрнадзором даны разъяснения: согласно Федеральному закону от 30.12. 2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» после 1 сентября 2021 года не предусмотрены ни государственная аккредитация по образовательным программам в аспирантуре (адъюнктуре), ни выдача дипломов об окончании аспирантуры, государственная итоговая аттестация по этим программам заменяется итоговой аттестацией.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, будет выдаваться заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук критериям, установленным в соответствии с № 127-ФЗ от 23.08.1996г., и свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры).


Прием на обучение в аспирантуру в 2021/2022 учебном году


Письмо Минобрнауки России от 31.08.2021 № МН-8/3758-АМ «О направлении информации» сообщает, что с 1 сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ, согласно которому приём на обучение по программам аспирантуры в соответствии с ФГОС прекращается с 2022/2023 учебного года.

Освоение указанных программ обучающимися, принятыми на обучение в соответствии с ФГОС, осуществляется до истечения нормативных сроков освоения таких образовательных программ. При этом обучающиеся вправе перейти на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Планируемая дата вступления в силу федеральных государственных требований – 1 марта 2022 года.


Новый порядок приема в аспирантуру


Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.08.2021 № 721 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре»

Обновлен порядок приёма в аспирантуру, начало применения которого – 2022/2023 учебный год.

Изменились сроки информирования о приёме на обучение: при приёме на обучение на 2022/2023 учебный год – не позднее 15 апреля 2022 г. Предусмотрена возможность подачи документов для поступления через суперсервис «Поступление в вуз онлайн» Единого портала государственных услуг. Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.


Перевод обучающихся в другую образовательную организацию


Минобрнауки России издал ряд приказов по вопросам перевода обучающихся из одного вуза в другую соответствующую организацию.

Согласно приказу Минобрнауки России от 12.07.2021 № 605/441 с 1 марта 2022 года утратят силу ряд ныне действующих приказов о порядке и условиях осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие образовательные организации.

Приказ Минобрнауки России от 12.07.2021 № 607 «Об утверждении Порядка перевода, обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу высшего образования соответствующего уровня»

Срок действия Приказа – с 1 марта 2022 года по 1 марта 2028 года.

Перевод допускается не ранее, чем после прохождения первой промежуточной аттестации в исходной организации. По желанию можно сменить форму обучения. Также можно перейти с неаккредитованной программы на аккредитованную по решению принимающей организации.

Следует обратить внимание на то, что в Приказе № 607 используется одновременно понятия «календарный день» и «рабочий день», что весьма существенно при соблюдении установленного времени на отдельные этапы процедуры перевода обучающихся из исходной организации в принимающую организацию.

Также нововведением является установление способа выдачи документов обучающемуся (на руки, через операторов почтовой связи либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»).


Изменен порядок приема на обучение по программам высшего образования


Приказом Минобрнауки России от 13.08.2021 № 753 «О внесении изменений в Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020 г. № 1076 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» обновлены правила приёма на обучение в вузы, которые будут действовать, начиная со следующего учебного года: с 1 марта 2022 г. до 1 сентября 2027 г.

Уточнены условия подачи документов посредством портала Госуслуг – документы считаются представленными (в копии), если информация об указанных документах подтверждена сведениями, имеющимися на ЕПГУ, а документ установленного образца – сведениями ФИС ФРДО.

Вузы самостоятельно определяют форму и перечень вступительных испытаний для лиц, поступающих на обучение на базе среднего профессионального или высшего образования. Для лиц, поступающих на базе СПО, вступительные испытания проводятся в соответствии с направлением (профилем) образовательных программ среднего профессионального образования, родственных программ бакалавриата, программ специалитета, на обучение по которым осуществляется приём, за исключением вступительного испытания по русскому языку.

Кроме того, добавлены условия поступления на обучение для граждан Республики Беларусь.

  НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ  


1 сентября 2021 года открылся новый, осенний этап проектов «Диагностическое интернет-тестирование студентов первого курса» и «Интернет-тренажёры в сфере образования».

Диагностика знаний и Диагностика готовности позволяют определить уровень обязательной подготовки студентов-первокурсников и выявить их психологические особенности. Педагогический анализ / мониторинг по каждой дисциплине и интегральный отчёт по итогам диагностики для адаптации первокурсников к условиям обучения отразят полную картину подготовки нового поколения специалистов.

Интернет-тренажёры дают возможность закреплять изученный материал и проводить подготовку к промежуточному и итоговому контролю в различных режимах: «Обучение», «Самоконтроль», «Текущий контроль», «Сессия», «Тест-Конструктор».


1 октября 2021 года стартует проект «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО)», который позволит оценить уровень подготовки студентов на всех этапах обучения и по итогам успешного прохождения получить сертификаты качества.

Педагогический анализ / мониторинг результатов экзамена включает отчёты различного уровня: по вузу (филиалу) в целом, каждой образовательной программе, каждой дисциплине.

Сведения о независимой оценке качества подготовки студентов могут быть учтены при проведении государственной аккредитации.

  ИНТЕРНЕТ ОЛИМПИАДЫ  


Гуманитарная серия Открытых международных студенческих Интернет-олимпиад (Open International Internet - Olympiad for students) 2021-2022 учебного года будет проходить по дисциплинам «Русский язык», «История России», «Философия», «Правоведение», «Социология», «Культурология», «Педагогика».

Участие в олимпиаде позволит студентам выявить объективный уровень подготовки, пополнить портфель достижений, отразить результаты в резюме для работодателя, а образовательные организации смогут использовать результаты как свидетельство внешней независимой оценки качества образования!

С уважением, Галина Николаевна Мотова, д.п.н., заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации

            Все Ваши вопросы и пожелания,             

      пожалуйста, направляйте на электронный адрес
     vestnik@ncpa.ru . Мы обязательно свяжемся с Вами!

        Вы получили это письмо, поскольку подписаны на информационное издание "Вестник аккредитации". Для того, отписаться: Для рассылки нажмите ссылку .