Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 19 мая 2022 г. № 465/345 «О признании утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»».
Приказом Минобрнауки России от 11.05.2022 г. № 445 внесены изменения в номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденную приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118, и в соответствие направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1060, и направлений подготовки кадров высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. № 1061, научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. № 118, установленное Минобрнауки России от 24 августа 2021 г. № 786 (согласно приложению).
Опубликована полезная информация, разъясняющая особенности реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), реализуемых по ФГОС и ФГТ: о документах об образовании, выдаваемых по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с ФГОС; о переводе аспирантов с ФГОС на ФГТ; о разработке планов и положений; о трудоёмкости и зачётных единицах в отношении программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и т.д.
Приказом Минобрнауки России, Минпросвещения России от 21.02.2022 № 150/89 вносятся изменения в приказ от 5 августа 2020 г. № 882/391, устанавливающие правила организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ.
Предусматривается, что сетевая форма обеспечивает также возможность освоения обучающимися образовательной программы, в том числе включающей в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям, специальностям и направлениям подготовки, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.
Из порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ исключено положение, согласно которому образовательная организация-участник (за исключением иностранных ОО) реализует часть сетевой образовательной программы на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующему виду образования, по уровню образования, по профессии, специальности, направлению подготовки (для профессионального образования), по подвиду дополнительного образования, к которым относится соответствующая часть сетевой образовательной программы. То есть базовой организацией теперь может быть организация, не имеющая лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Соответствующие изменения внесены и в примерную форму договора о сетевой форме реализации образовательных программ.
Также Минобрнауки России подготовлен проект приказа О внесении изменений в приказ от 5 августа 2020 г. № 882/391, который направлен на урегулирование вопросов взаиморасчетов между организациями при реализации образовательных программ в сетевой форме, в т. ч. с использованием социальных сертификатов.
Проект планируется к запуску с 2023/2024 учебного года.