25 декабря 2025 года прошло заседание Госсовета, посвящённое кадровому обеспечению экономики. В условиях стремительного внедрения искусственного интеллекта и технологических изменений система образования должна быть перестроена.
Ключевые тезисы:
1. ИИ как вызов и возможность — пересмотр образовательных программ с учётом стремительного внедрения ИИ, акцент на развитие навыков работы с данными, инженерного мышления, критического анализа решений, предлагаемых ИИ. Образование должно готовить специалистов, способных работать с ИИ, а не конкурировать с ним. Как отметил В.В. Путин, «новые технологии требуют пересмотра существующих и подготовки новых программ и методик обучения, массовой переподготовки педагогических кадров всех уровней».
По мнению Шохина А.Н., «требования к опыту практической деятельности и уровню образования в ряде квалификационных характеристик, в частности, приведённых в профессиональных стандартах и иных нормативных актах, явно завышены. … Избыточные требования необходимо, на наш взгляд, пересмотреть, в том числе внеся соответствующие изменения в профессиональные стандарты и иные нормативные документы, которые содержат характеристики уровня образования и опыта работы».
2. Непрерывное образование и переподготовка — развитие образовательных программ ДПО и переподготовки под потребности экономики, технологического развития, рынка труда. «Надо уделять внимание развитию вузов, которые готовят кадры для ключевых сфер: энергетика, транспорт, сельское хозяйство, строительство, культура, здравоохранение» (Путин В.В.).
3. Целевое обучение и госзаказ — расширение механизмов целевого обучения, в том числе для системообразующих организаций, учёт кадрового прогноза Минтруда при формировании контрольных цифр приёма.
4. Практика и работодатели — усиление связи вузов и колледжей с предприятиями: развитие целевого обучения и стажировок, участие работодателей в реализации образовательных программ и объективная оценка результатов выпускников этих программ со стороны работодателей.
5. Кадры для технологического лидерства — особое внимание уделяется подготовке инженеров, IT-специалистов, кадров для ОПК и высокотехнологичных отраслей.
6. Поддержка СПО — СПО признано ключевым для экономики. Взаимодействие с колледжами в рамках образовательно-производственных кластеров.
Чернышенко Д.Н. предлагает «проработать вопрос, чтобы среднее профессиональное стало специальным профессиональным образованием».
7. Цифровизация образовательной среды — запуск цифровых портфолио учащихся, интеграция с платформой «Работа России», использование данных для профориентации.
8. Интеграция независимой оценки квалификации (НОК):
— Возможность использования НОК в качестве одной из возможных форм проведения государственной итоговой аттестации по программам высшего образования.
— Ориентация на профессиональные стандарты и требования рынка труда.
9. Поддержка участников СВО и их семей:
— Создание программ переподготовки и трудоустройства для ветеранов.
— Интеграция их в образовательные программы и управленческие кадры.
10. Региональный аспект — в каждом регионе будет назначен ответственный за координацию кадровой политики, на федеральном уровне создан единый центр управления.
По итогам заседания будет сформирован перечень поручений Президента, направленный на создание общенациональной системы подготовки кадров. Работа должна быть скоординирована на всех уровнях — от федерального до регионального, с привлечением бизнеса и образовательных учреждений.
Подробнее