Закон от 21.04.2025 г. №85-ФЗ ограничил поток выпускников учреждений СПО, желающих поступить в вузы без ЕГЭ. В соответствии с принятым законом абитуриент сможет поступить в вуз только по результатам вступительных испытаний в случае, если его профиль обучения в колледже или техникуме соответствует профилю программ бакалавриата или специалитета в вузе. Также установлено, что прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета лиц, имеющих высшее образование, будет проводиться по результатам вступительных испытаний, форму и перечень которых определит вуз.
Ранее вузы имели право зачислять выпускников колледжей на любые программы, независимо от их предыдущей специальности. Новые правила требуют соответствия направления подготовки в колледже и выбранной программы в университете.
Ректоры вузов высказывают мнение, что абитуриенты с непрофильным образованием понимают сложность освоения инженерной специальности без минимальной технической грамотности. Это создает естественный отбор поступающих, и, как следствие, благоприятные условия приема только для действительно подготовленных студентов. Если уж на техническое направление поступают студенты колледжей, получившие среднее образование в гуманитарных или экономических областях, то будет очень правильно, если они подтвердят свои знания, сдав ЕГЭ.
По некоторым оценкам, в последние годы более 40% выпускников колледжей поступали на направление, отличное от их предыдущей специальности. В случае соответствия строго по УГСН это может привести к некоторому снижению популярности среднего профессионального образования, т.к. часть девятиклассников «уходили» таким способом от необходимости сдачи ЕГЭ. Следовательно, возможно снижение конкурса на отдельных направлениях высшего образования, но при этом вероятнее всего увеличится средний балл ЕГЭ. Соответствие по области знаний является более мягким ограничением и позволит вузам допускать к экзаменам действительно подготовленных к будущей специальности выпускников СПО.
Изменения направлены на повышение преемственности профессионального образования и обеспечение более узкой специализации студентов. В целом, можно сказать, что новшество однозначно приведет к повышению качества поступивших в вуз и более осознанному выбору специальности при поступлении на программы среднего профессионального образования.