Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2024 № 3333-р утвержден Комплексный план мероприятий по развитию математического и естественно-научного образования на период до 2030 года.
План направлен на решение трёх задач:
• повысить качество преподавания математики и естественно-научных предметов в школах;
• повысить качество подготовки учителей по этим дисциплинам;
• устранить дефицит педагогов по математике и естественно-научным предметам в школах.
Цель всех этих действий — ежегодно увеличивать число школьников, которые изучают математику и естественно-научные предметы на профильном уровне, не менее чем на 10%. К 2030 году план предусматривает рост доли выпускников школ, выбравших ЕГЭ по профильной математике и естественно-научным предметам, до 35%.
Способствовать этому будет ещё одно мероприятие плана: в 2026 году физика должна стать обязательным вступительным испытанием для поступления на все инженерные направления подготовки в российских вузах. С 2027 года введут обязательные вступительные испытания по профилям педагогической подготовки, в том числе по математике, физике, химии и биологии, при приёме на педагогические направления.
Что касается подготовки учителей на собственно педагогических специальностях и направлениях подготовки, то в плане сделана ставка на целевое обучение. Привлекать к заключению договоров о целевом обучении в педвузах планируют прежде всего выпускников профильных психолого-педагогических классов школ. Согласно плану, число таких договоров к 2030 году должно вырасти втрое по сравнению с 2024-м.
Ряд мероприятий плана направлен на повышение квалификации уже работающих педагогов. Делать это планируется на базе классических и инженерно-технических университетов. С 2025 года повышать квалификацию там ежегодно должны не менее 10 тысяч учителей математики, физики, химии и биологии, а также минимум 1000 преподавателей педвузов. Среди организаций, ответственных за разработку и реализацию таких программ, — МГУ имени М. В. Ломоносова и МФТИ, а также образовательный фонд «Талант и успех».
Профориентации школьников посвящён отдельный раздел комплексного плана. Он подразумевает расширение сети профильных классов и классов с углублённым изучением математики, физики, химии и биологии, организацию и проведение профориентационной работы математической, инженерной и естественно-научной направленности с обучающимися на базе современных промышленных предприятий, образовательных организаций высшего образования и научных организаций, совершенствование системы олимпиад школьников.