Научные сотрудники лаборатории «Развитие университетов» Инобра ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» провели анализ внутреннего управления в российских государственных вузах, которые включены в сложную систему правил, ограничений и стимулов.
Исследование базируется на выделении трех групп вузов – ведущие, средние, отстающие – по данным Мониторинга эффективности деятельности вузов Минобрнауки России.
В первую группу попали НИУ и участники Проекта 5-100, а в последней находятся вузы, которые не справляются даже с базовыми требованиями Минобрнауки. «Несмотря на то, что российская система высшего образования – одна из наиболее централизованных в мире, а уровень автономии весьма ограничен, вузы значительно различаются не только по размеру, ресурсам, соотношению направлений деятельности, результативности, но и по реализации практик внутреннего управления», – отмечено в докладе.
Один из выводов исследования: чем лучше вуз, тем больше в нем самостоятельности подразделений. В «отстающих» университетах ректорат принимает все важные решения сам. А в ведущих гораздо больше зависит от факультетов, их ученых советов и т.д. – здесь управленцы среднего уровня чаще сами могут в какой-то степени регулировать финансы, назначать стимулирующие выплаты, принимать и увольнять сотрудников. Впрочем, отчасти это можно объяснить тем, что в статусе ведущих находятся более крупные и сложные по структуре организации.
Управленцы говорят о росте отчетности как ведомственной, так и внутри вузов – той, которую сдают преподаватели. В том числе – она сказывается на усложнении закупок расходных материалов и научного оборудования.
В выводах говорится об «общей институциональной картине растущей плановой логики микроменеджмента» в российском высшем образовании.
Прочитать доклад «Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды» можно здесь.
Руководителей и преподавателей вузов России приглашают принять участие в исследовании, которое проводится по заданию Правительства Российской Федерации в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».
Исследование направлено на выявление основных особенностей трансформации университетов в современных условиях.
Ссылка на опрос ректоров/проректоров вузов: https://hse.enjoysurvey.com/survey/2339/start/d9321ed5920031cac3f9a35ec8af6851
Ссылка на опрос преподавателей вузов: https://hse.enjoysurvey.com/survey/2341/start/01c76c0215fc0b396206be27bb06c1fc