Поручения Президента – обеспечить кадрами технологическое лидерство

07.02.2025
Поручения Президента – обеспечить кадрами технологическое лидерство

В. Путин накануне Дня науки провел заседание Совета при Президенте по науке и образованию в режиме видеоконференции.
На повестке – вопросы обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами.
 
Главное из выступления Владимира Путина на заседании Совета по науке и образованию:

  • В области технологического развития Россия должна быть конкурентоспособна по ключевым направлениям. Для этого нужны специалисты, способные генерировать уникальные решения, в том числе для новых, только формирующихся индустрий, готовые использовать передовые методы проектирования и конструирования.
  • Подготовка таких кадров – одна из важнейших задач для всех уровней образования, и здесь важно участие всего профессионального сообщества. Важно наладить постоянный обмен наиболее эффективными практиками. Прежде всего речь о шагах по созданию единой, сквозной системы подготовки технических кадров – от школы до университета.
  • Нужно формировать задел в компетенциях на годы вперёд, чтобы нынешние школьники, студенты, аспиранты через 15–20 лет были готовы отвечать на вызовы времени. Нужно обязательно ставить такую задачу при разработке новой Стратегии развития образования до 2040 года.
  • Нужно комплексно обновить программы по математике и естественно-научным дисциплинам, сбалансировать объём учебного материала, сделать его доступным и, что самое главное, интересным для школьника.
  • В этом году заканчивается экспериментальная часть проекта «Профессионалитет», который с 2022 года реализуется на принципах тесной кооперации учреждений образования и предприятий ключевых секторов экономики. Такую модель организации среднего профессионального образования – с обязательным участием бизнеса – необходимо закрепить законодательно.
  • С учётом стремительного технологического развития нужно переосмыслить наполнение учебных программ, сами механизмы обучения, а также объёмы и структуру подготовки кадров, в том числе инженерных. В короткие сроки надо выстроить все механизмы распределения так называемых контрольных цифр приёма, довести их до конкретных учебных заведений.
  • Необходимо настроить и всю организацию образовательного процесса в высшей школе. Существенно увеличить долю практического обучения современным инструментам проектирования, конструирования, которые уже используются на конкретных предприятиях. Одновременно следует убрать устаревшие курсы и программы, не отвечающие потребностям экономики.
  • Необходимо вводить индивидуальные учебные планы для студентов, работающих по будущей специальности, использовать гибридные форматы обучения, которые не должны сказываться на основательности, фундаментальности образования.
  • При разработке нормативной базы новой модели отечественной высшей школы предложено предусмотреть возможность поэтапного профессионального образования. Это означает, что при завершении определённого цикла студент вправе пройти аттестацию с присвоением ему определённой квалификации, при желании – пойти работать, а затем продолжить обучение по программам базового или специализированного высшего образования.

 
Министр науки и высшего образования В. Фальков доложил Президенту о существующих механизмах подготовки инженерных кадров и представил предложения по их совершенствованию. «За последние годы нами реализован ряд стратегических инициатив, которые направлены на повышение качества инженерного образования, на опережающее обеспечение научно-технологического развития страны инженерными кадрами», – сказал глава Минобрнауки России.
 
Сегодня в стране действует 50 передовых инженерных школ, в работу которых вовлечены более 250 высокотехнологичных компаний. Объем софинансирования со стороны партнеров школ – 42 млрд рублей, на 12 млрд больше, чем дает государство. Проект будет масштабирован и усовершенствован под задачи технологического лидерства.
Последовательно наращивается объем бюджетных мест на инженерные направления. При этом увеличивается и платный прием. По сравнению с 2020 годом совокупный прием на инженерные программы вырос на 21%. В 2024 году доля первокурсников-инженеров в структуре общего приема достигла 41%.
 
В своем докладе Валерий Фальков представил предложения по совершенствованию подготовки кадров:
— Ключевым шагом станет переход на новую модель высшего образования. Планируется перейти к подготовке инженеров с понятной работодателю квалификацией и оптимальными сроками обучения. А магистратура станет способом получения специализированных знаний для тех, кто имеет практический опыт.
— В механизме планирования и установления КЦП предлагается: переход к финансированию образовательной программы исходя из выделенного количества бюджетных мест без ежегодной корректировки на фактический контингент; выделять до 70% бюджетных мест вузам, в первую очередь по приоритетным специальностям, без конкурса, на основе средних цифр за последние 3 года.
— Платный прием необходимо регулировать, нацеливая его на задачи государства.
Обновления предусматривают доступность льготного образовательного кредита по ставке 3% только для поступающих на приоритетные специальности, прежде всего инженерные.

Возможно, вам будет интересно:

Разработано веб-студией