Особенности приемной кампании 2024 года выявлены по результатам мониторинга качества приемной кампании 2024 года, который проводится Высшей школой экономики с 2010 года.
Отмечается рост доступности высшего образования: бюджетными местами по очной форме обучения обеспечено более 60 % выпускников школ России. Также выросло число зачисленных на бюджет в 2024 году на 1,6% по сравнению с 2023 годом (по всем вузам России). На фоне этого университеты сохраняют высокое качество приема.
Последние четыре года ключевые показатели качества приема остаются стабильными: средний балл бюджетного приема в 2024 году составил 70,2, платного приема – 64,1. При этом наблюдается существенное расширение числа зачисленных на платные места (+9,8% зачисленных на платные места в 2024 году по сравнению с 2023 годом, +15 291 человек) при очень небольшом падении качества приема (–0,8 балла).
Важная особенность заключается в том, что заметен поворот в сторону инженерного образования, что можно проследить по нескольким направлениям:
В целом это совпадает с государственной стратегией на технологическое лидерство и формирование кадровых ресурсов для реализации национальных проектов.
В то же время прием на неинженерные направления в 2024 году упал на 2,8 процента. Абитуриенты реже выбирали социально-экономические и гуманитарные специальности. Самый сильный провал — по направлениям «Политология» (почти 11 процентов в минус), «Лингвистика и иностранные языки», «Литературное творчество», «Международные отношения».
Значимой тенденцией стал прирост количества платных мест при общем удержании качества приема. В итоге рост почти на 10 процентов. При этом качество абитуриентов почти не упало. Средний балл ЕГЭ платного приема составил в 2024 году 64,1. Основной вклад в показатель второй год подряд внесли инженерные и медицинские направления. Впервые среди лидеров по качеству приема появились негосударственные университеты — Иннополис в Татарстане и московский Центральный университет.
Растет дифференциация вузов по стратегиям приема. Группа ведущих вузов не только собирает лучших бюджетных студентов, но опережающим образом расширяет платный прием, как правило, за счет перехода абитуриентов, которые могли бы претендовать на бюджетные места в других вузах. Таким образом, инвестиции университетов в качество образования позволяют получать преимущества на рынке платного образования.