Уважаемые коллеги!


Осень богата на события и документы, которые влияют на развитие высшего и профессионального образования. Определены победители и запущен проект «Приоритет-2030», разрабатывается программа «Профессионалитет», продолжается процесс регуляторной гильотины, идет подготовка проектов нормативных документов для введения бессрочной аккредитации…. Мы продолжаем следить за новыми образовательными инициативами и новыми документами, анализировать какие требования заложены в них, когда они вступят в силу и к чему нам готовиться? Об этом в нашем очередном выпуске Вестника аккредитации.


 НОВОСТИ  

Минобрнауки о сроках действия госаккредитации     

С 1 марта 2022 года госаккредитация для вузов станет бессрочной. Но что делать тем вузам, у которых с 1 января до 1 марта 2022 года истекает срок действия государственной аккредитации?

«Срок действия госаккредитации для вузов, у которых она истекает после 1 января, планируется продлить», - сообщила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Светлана Кочетова в ходе совместного заседания общественных советов Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзора.

Она рассказала о подходах к новой модели аккредитации образовательной деятельности, которая должна вступить в действие в следующем году. Аккредитационные показатели для вузов не должны будут дублировать лицензионные требования. Процедура лицензирования также будет упрощена, а срок получения лицензии планируется сократить до 5-10 дней.

При осуществлении контрольно-надзорной деятельности все образовательные организации по результатам мониторинга будут разделены на три категории риска: высокого, среднего и низкого. При проведении проверок основной акцент будет сделан на оценку качества подготовки обучающихся. Проводить эту оценку планируется с использованием фондов оценочных средств самих вузов.

Подробнее

Новые подходы к распределению бюджетных мест в вузах

На заседании Общественного совета при Минобрнауки России обсуждались новые подходы к формированию общих объемов контрольных цифр приема (бюджетных мест), разработке проекта перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования.

В 2023/2024 учебном году предлагается не снижать общий объем бюджетных мест и установить его на уровне 588 044 мест. Сохранятся основные приоритеты при подготовке кадров: как и раньше, наибольшее количество бюджетных мест будет выделено на подготовку специалистов в сфере цифровой экономики, образования и здравоохранения, более 70% мест будет направлено в регионы страны.

В соответствии с поручением Президента РФ, необходимо исключить дублирование специальностей и актуализировать перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования в соответствии с национальными приоритетами развития страны. Предлагается сокращение перечня с 724 направлений до 575: 450 – для бакалавриата, специалитета и магистратуры и 125 направлений по программам аспирантуры.

Подробнее

  НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ  


Рособрнадзор утвердил перечень запрашиваемых документов при проведении аккредитационной экспертизы


Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.07.2021 № 906 утвержден перечень документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в образовательные организации и их филиалы.

В перечень документов, необходимых при проведении аккредитационной экспертизы по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета, включены рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы.

Будут запрашиваться отчетные документы по практикам, содержащие сведения об уровне освоения обучающимися профессиональных компетенций, в отношении не менее 10 процентов обучающихся на соответствующем курсе обучения.

В обязательном порядке необходимы договоры о практической подготовке, заключенные между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

При этом в новый перечень не вошли выпускные квалификационные работы (ранее запрашивались при наличии), отзывы и рецензии к ним, а также о протоколы заседаний ГЭК.

Значительно сокращены перечни запрашиваемых локальных нормативных и распорядительных актов. Например, в новом перечне отсутствуют распорядительные акты о направлении обучающихся на практику, о допуске обучающихся к ГИА, о составе ГЭК, об утверждении тем ВКР обучающихся и назначении руководителей ВКР и т.д.

Ранее действующий приказ Минобрнауки России признан не подлежащим применению.

Подробнее


Обновление Правил размещения информации на официальном сайте образовательной организации


Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802, изменения вступают в силу 1 марта 2022 года и будут действовать до 1 марта 2028 г. Ныне действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 № 1038 утратит силу.

Подробнее


Показатели эффективности преподавателя!


Письмо Минобрнауки России от 23.09.2021 № МН-10/3153-ПК «О методических рекомендациях»

Минобрнауки РФ рекомендует вузам разработать показатели эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к ППС, для включения этих показателей в эффективный контракт.

С учетом системы индивидуальных показателей с работником оформляется дополнительное соглашение к трудовому контракту, при условии согласия работника, наличия разработанных показателей и критериев оценки эффективности труда. Образовательная организация разрабатывает методику расчета и оценки эффективности деятельности ППС не менее, чем на один учебный год, и устанавливает стимулирующие выплаты. Результаты применения показателей и критериев эффективности не могут быть основанием для уменьшения срока трудового договора.

Министерство рекомендует вузам самостоятельно снижать верхний предел учебной нагрузки за ставку заработной платы для ППС в зависимости от объема выполняемых педагогическим работником научных исследований, публикационной активности, а также менять и корректировать перечень показателей эффективности и их весомость, ориентируясь, в первую очередь, на достижение стратегических целей или решение актуальных для вуза задач.

Подробнее


Перечень поручений Президента по вопросам высшего образования


Президент России поручил Кабмину внести ряд изменений в законодательство, предусмотрев в т. ч. возможность:

• установления заказчиком в договоре о целевом обучении требований к успеваемости обучающегося и его расторжения в случае их невыполнения без выплаты штрафа заказчиком целевого обучения;

• прохождения практической подготовки студентов у ИП, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Также предписано проработать вопросы об организации экспертизы учебников по отдельным дисциплинам программ бакалавриата и специалитета и об определении перечня дисциплин (модулей), по которым целесообразно осуществлять рецензирование учебников.

Минобрнауки России поручено скорректировать порядок проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема, устанавливаемых вузам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в целях расширения возможности их получения по вновь открываемым специальностям и направлениям подготовки для реализации инвестиционных программ и проектов в регионах.

Генпрокуратуре поручено проверить НПА субъектов, определяющие порядок и условия заключения договоров о целевом обучении, на соответствие требованиям федерального законодательства, регулирующего вопросы организации целевого обучения.

Подробнее

  ПРОЕКТЫ ДОКУМЕНТОВ  


Доказать соответствие качества образования…


Главным событием 2022 года несомненно станет то, что система образования страны перейдет к бессрочной аккредитации образовательных программ. Каких именно? В проекте Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности устанавливается, что аккредитации не подлежат программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)... Аккредитацию предваряет аккредитационная экспертиза, предметом которой является подтверждение соответствия качества образования аккредитационным показателям…

Подробнее


Как из печки пирога…


Не секрет, что все педагогическое сообщество с нетерпением ждет появления аккредитационных показателей, которые после введения бессрочной аккредитации станут главным инструментом работы с образовательными организациями. На Федеральном портале проектов нормативных актов размещен проект приказа Минобрнауки с описанием аккредитационных показателей. Их планируется использовать при открытии новых образовательных программ, а также для проведения аккредитационного мониторинга.

Отражают ли эти показатели качество образования вопрос спорный…уж очень много соответствий они должны выявить: образовательным стандартам, потребностям физических и юридических лиц, степень достижения планируемых результатов обучения. Обсуждение показателей продолжается…



А судьи кто?


В период, когда система образования готовится к бессрочной аккредитации, каждый новый проект документа в этой сфере вызывает большой интерес и внимание педагогической общественности…

Очень важно кто будет допущен к процессу аккредитации, кто будет проводить экспертизу документов, чье мнение может повлиять на принятие решения… На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен Порядок аккредитации экспертов. Порядок определяет правила отбора экспертов, а также квалификационные требования к ним. Кандидатам предстоит сдать экзамен и подтвердить свой уровень квалификации на знание нормативных документов. Чтобы стать экспертом в отношении образовательных программ высшего образования необходимо представить документы, подтверждающие высшее образование, ученую степень, ученое звание, опыт работы, уровень квалификации, а претенденты, планирующие участвовать в аккредитации программ аспирантуры, должны предъявить список публикаций за последние 5 лет. Отдельно выделено, что эксперт может иметь высшее педагогическое образование, полученное в соответствии с требованиями, установленными законодательством Союза ССР и профессиональную переподготовку. Трудно сказать, что это дань уважения к Союзу или…особый статус педагогического образования, полученного в советскую эпоху?


   ИНТЕРНЕТ ОЛИМПИАДЫ  



«Информационные технологии в сложных системах» – уникальная олимпиада нового формата для студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры технического, экономического и архитектурно-строительного направлений.

XII Всероссийская с международным участием студенческая инновационная Интернет-олимпиада имеет междисциплинарный характер. Проверяется не абстрактная эрудиция, а профессиональные знания студентов по трём видам направлений: «Сложные технические системы», «Сложные социально-экономические системы», «Сложные системы в архитектуре и строительстве».

Победители финального тура и победители по номинациям получают дипломы, медали и ценные призы, их фотографии выставляются в «Галерее призёров» на сайте Интернет-олимпиад.

I – отборочный, вузовский тур – 27.09.2021 – 13.11.2021. Формат – компьютерное on-line тестирование на основе полидисциплинарного подхода.

II – финальный, всероссийский тур – 10-11.12.2021. Формат – компьютерное on-line тестирование.

Заявки принимаются...

С уважением, Галина Николаевна Мотова, д.п.н., заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации

            Все Ваши вопросы и пожелания,             

      пожалуйста, направляйте на электронный адрес
     vestnik@ncpa.ru . Мы обязательно свяжемся с Вами!

        Вы получили это письмо, поскольку подписаны на информационное издание "Вестник аккредитации". Для того, отписаться: Для рассылки нажмите ссылку .