Дорогие коллеги!


Завершается год, сложный для страны и для каждого из нас. Хочется верить, что новый 2022-й будет хотя бы немного лучше, сократит число потерь и негативных событий, даст надежду на стабильность и благополучие, на реализацию личных планов и достижений. По традиции, провожая уходящий год, мы осмысливаем значение основных событий, появление новых законов и документов, которые изменят направления развития наших образовательных организаций и системы высшего образования в целом. Мы выделили 10 событий, которые на наш взгляд, являются значимыми для высшей школы нашей страны.

1

Прежде всего, случилось то, на что мы не можем повлиять. Таким испытанием стала пандемия коронавируса. Надежда, что она быстро закончится, не оправдалась. Наиболее вероятный сценарий – нам придется жить в режиме постоянных ограничений, масочный режим и прививка становятся нормой жизни. Вузы перешли в формат смешанного обучения, студенты обучаются и очно, и дистанционно, резко возросла потребность преподавателей в новых компетенциях, на первый план вышли цифровизация и новые технологии обучения. Как сбалансировать возросшую нагрузку на преподавателя, как повлияет дистант на качество образования, какие возможности даст цифровизация – вопросы, которые нам предстоит решить.


2

Ключевым рукотворным событием для отечественной высшей школы стал запуск проекта Приоритет-2030, который заменил сразу несколько предыдущих (Проект«5-100», конкурсы программ развития ФУ и НИУ, опорных университетов). Сама подготовка к участию в Приоритете – 2030 стала для вузов кадровым аудитом университетских команд и проверкой способности привлекать и объединять бизнес-источники, региональных и отраслевых партнеров. Проект задуман как уникальный кейс государственного управления, основанный на конкуренции и открытости, впервые определены горизонты развития вузов на 10 лет, поставлены задачи: как и с кем создавать новую науку, развивать технологическое предпринимательство. Сверхзадача - выйти из «внутреннего контура» и увидеть приоритеты отрасли, региона, экономики страны, международные тренды... Это план «А», будем следить за вариантами развития ситуации и первыми результатами реализации Проекта.


3

В сфере нормотворческой деятельности главным ожидаемым событием стала предусмотренная с 1 января 2021 г. отмена нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные контрольно-надзорные требования, и введение в действие новых норм, разработанных с учётом риск-ориентированного подхода. Трансформация процедуры государственной аккредитации включает переход с 1 марта 2022 года на бессрочную аккредитацию и периодическое проведение аккредитационного мониторинга в соответствии с аккредитационными показателями. Значительная часть данных для мониторинга будет использоваться с сайта вуза и из существующих информационных систем. Надежда на снижение бюрократической нагрузки на вузы все же остается под вопросом в связи с расширением функций государственного контроля: вузам периодически придется подтверждать, что их образовательная деятельность, а также ее условия и результаты соответствуют лицензионным требованиям, федеральным государственным образовательным стандартам и аккредитационным показателям.


4

Почти девять лет российское образование встраивалось в сферу потребления, вызывая справедливое недовольство педагогического сообщества, обучающихся и их родителей. Президент России дал поручение Правительству об исключении из законодательства об образовании понятия «образовательная услуга». Изменения во все документы должны быть внесены до 1 марта 2022 года. Основным доводом явилось то, что образование — это процесс двусторонний, где результат зависит и от того, кто обучает, и от того, кого обучают. Работа началась, уже в новой редакции Положения о лицензировании образовательной деятельности понятие «оказание образовательных услуг» заменено понятием «деятельность».


5

О воспитательной деятельности вуза в процедурах регламентации было забыто на целых 10 лет, когда процедура оценки вуза в целом (включая его воспитательную деятельность) была заменена на оценку каждой образовательной программы. С 1 сентября 2021 года программа воспитания и календарный план воспитательной работы должны быть включены в каждую образовательную программу и определены компетенции, которыми должен овладеть выпускник. Как будут оценивать воспитанность студентов и выпускников в процедурах государственного контроля? Будет ли это формальным актом без последствий или основанием для жестких управленческих решений – вопрос, который волнует сегодня академическую общественность.


6

Главная особенность приемной кампании 2021 года – это отсутствие второй волны. Использование обезличенных списков, отсутствие механизма отслеживания подачи согласия на зачисление со стороны поступающих, предельное количество организаций и количество специальностей, по которым абитуриент мог одновременно участвовать в конкурсе, - превратили приемную кампанию в игру в рулетку. А главные издержки технологического сбоя привели к тому, что много талантливых и способных ребят не поступили в выбранные вузы. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2021 № 753 закрепил фактическое отсутствие второй волны в приёмной кампании 2022 года и вернул требование предоставлять оригинал аттестата, что сделает прием еще более сложным. Очевидно, что необходимо вводить единую рейтинговую систему поступления во все вузы, где централизованно учитывать квоты, право на первоочередное зачисление, количество баллов на экзаменах и другие показатели абитуриентов.


7

Резкое снижение числа аспирантов и количества защит диссертаций после завершения аспирантуры в последние годы стало одной из причин того, что в этом году Постановлением Правительства РФ от 30.11.21 № 2122 утверждено Положение о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а также утверждены федеральные государственные требования к структуре, условиям и срокам освоения программ аспирантуры (адъюнктуры). Аспирантура, оставаясь уровнем высшего образования, не будет проходить государственную аккредитацию, получает большую свободу в формировании индивидуального плана работы аспиранта в соответствии с ФГТ. Обучение в аспирантуре будет завершаться итоговой аттестацией, на основе которой выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры).


8

В стране сложился и продолжает развиваться институт независимого оценивания высшего образования. Ведущие вузы страны все активнее принимают участие в глобальных и национальных рейтингах, направляют своих талантливых студентов на международные и национальные олимпиады и конкурсы, используют системы независимого тестирования студентов и выпускников на качество подготовки, выводят свои образовательные программы на международную и профессионально-общественную аккредитацию. Такая независимая аккредитация образовательных программ, получает признание не только в вузовской среде, но и среди объединений работодателей, абитуриентов и их родителей, и даже самих студентов. Интерес к этому у каждого свой, но для всех важна прозрачность, достоверность и объективность оценки. В настоящее время создан единый реестр аккредитованных программ, в который входят программы, прошедшие как международную аккредитацию (т.е. признанные на глобальном уровне), так и национальную профессионально-общественную аккредитацию. И то, что это новое явление является востребованным и актуальным в университетской среде доказывает тот факт, что ежегодный прирост числа аккредитованных программ составляет более 26 процентов, а значит механизм независимого признания их качества работает.


9

Закономерным и обоснованным шагом является объединение результатов всех значимых процедур независимого оценивания всех вузов России на единой открытой площадке - портале «Агрегатор независимой оценки высшего образования» - best-edu.ru. В версии Глобального агрегированного рейтинга 2021 года - 11 рейтингов и европейская база данных по результатам оценки вузов и образовательных программ. В Национальный агрегированный рейтинг российских вузов вошли 687 образовательных организаций. Реализован сервис, позволяющий сделать выборку по образовательным организациям, ведомственной принадлежности, региону, лиге и по годам. Предметный Национальный агрегированный рейтинг аккумулирует в себе предметные рейтинги ведущих российских агентств, популярные мировые предметные рейтинги, предметный рейтинг по индексу Хирша, рейтинг по результатам оценки качества обучения, а также предметный рейтинг по результатам независимой оценки программ. Представлен абсолютно новый продукт – 55 предметных рейтингов по каждой УГСН.


10

Комитет Государственной Думы по образованию и науке в новом созыве разделили на Комитет по науке и высшему образованию и Комитет по просвещению, а также создан Комитет по молодежной политике. Новая Дума — с думой о будущем!


Пожелаем нашим читателям, чтобы все нововведения позитивно влияли на качество образования, вносили рациональные изменения в работу образовательных организаций и позволяли реализовывать самые смелые проекты! Удачи и добра в Новом 2022 году!

С уважением, Галина Николаевна Мотова, д.п.н., заместитель директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации

            Все Ваши вопросы и пожелания,             

      пожалуйста, направляйте на электронный адрес
     vestnik@ncpa.ru . Мы обязательно свяжемся с Вами!

        Вы получили это письмо, поскольку подписаны на информационное издание "Вестник аккредитации". Для того, отписаться: Для рассылки нажмите ссылку .