НОВАЯ СИСТЕМА ВО: ждем результатов пилотного проекта
Пилотный проект по изменению уровней профессионального образования стартовал в вузах с 1 сентября 2023 года. Его
реализация потребовала качественного переосмысления содержания образования, актуализации ценностных оснований,
проработки структурных изменений. В. Фальков 14 мая 2024 г. в Госдуме РФ сказал, что в самое ближайшее время будут
представлены обобщенные выводы, а с 2025 года планируется масштабировать наработки пилотного проекта.
Что показывают промежуточные результаты реализации проекта? Какие изменения закладываются в систему подготовки?
Сколько видов магистратуры будет заложено в новую систему? Как будут называть нынешних бакалавров?
Обсудим все волнующие вопросы непосредственно с участниками пилотного проекта.
АСПИРАНТУРА: как изменится подготовка научных кадров?
Аспирантура тоже должна претерпеть изменения. Каким будет механизм воспроизводства научных кадров в новой системе
высшего образования? Защита диссертации в форме научного доклада будет процедурой аттестации научных кадров? Как
проходит набор на новые программы аспирантуры? Что изменится в рамках пилотного проекта? Аспирантура как отдельный
уровень профессионального образования: как сохранить связь с предыдущими уровнями образования? Что представляет из
себя модель индустриальной аспирантуры?
Даем ссылки на действующие документы: возвращена
подготовка диссертации как условие итоговой аттестации; введены
федеральные государственные требования; изменена
номенклатура научных специальностей; введена защита
диссертации в
форме научного доклада; изменена
процедура целевого приема.
ИТОГИ АККРЕДИТАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА: что делать с результатами?
Согласно срокам реализации процедуры аккредитационного мониторинга, в соответствии с приказом № 660/306/448 от
24.04.2023, предполагалось, что Рособрнадзор до 25 января 2024 года проанализирует полученные результаты
аккредитационного мониторинга, до 15 марта - подготовит итоговый отчет, до 20 марта 2024 года направит отчет в
Минпросвещения и Минобрнауки России. Оба министерства должны на основе итогового отчета до 1 мая сформировать
рекомендации образовательным организациям. До 1 июня 2024 года итоговый отчет о результатах аккредитационного
мониторинга должен быть размещен на официальных сайтах всех трех ведомств. Вузы с волнением ждут результатов, их
интерпретации, принятия управленческих решений.
Проанализируем вместе с вами какие смыслы и задачи заложены в аккредитационный мониторинг? На основе каких
исследований и концепций выбраны индикаторы и показатели оценки качества образования? Кто просчитывает их
целесообразность и степень влияния на существующую практику? Кто несет за это ответственность?
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ: пошаговый алгоритм действий
Переход на новую модель
аккредитации создал ситуацию, когда внутренние оценочные материалы стали инструментами
внешней оценки: в частности, в ходе государственной аккредитации и государственного контроля (надзора) в сфере
образования.
Статистика Рособрнадзора подтверждает, что 35% отказов в государственной аккредитации новых образовательных программ
происходит не только из-за невыполнения обучающимися диагностической работы, но еще на этапе, когда эксперты
отбирают задания для ее формирования.
Рособрнадзором в настоящее время прорабатываются требования к оценочным материалам, в письме от 10.04.2024
«О
требованиях к содержанию заданий диагностической работы при аккредитации» даны разъяснения к содержанию заданий
диагностической работы; в письме от
05.03.2024 «О размещении оценочных материалов с ответами» говорится о
необходимости размещения оценочных материалов с ответами на официальном сайте образовательной организации.
Получается, что прежде чем продемонстрировать качество подготовки студентов, вуз проходит проверку на качество
оценочных материалов. В ходе занятий рассмотрим пошаговый алгоритм прохождения государственной аккредитации,
подробно изучим технологию разработки ФОС на основе модели компетенций, организацию работы преподавателей по
формированию ФОС дисциплины, процедуру внутренней экспертизы качества ФОС, методику подготовки студентов к участию в
диагностической работе.
ДВОЙНЫЕ КВАЛИФИКАЦИИ: успешная практика вузов
Реализация интегрированных образовательных программ с присвоением двух квалификаций привлекает тем, что выпускники
становятся более конкурентоспособными на рынке труда, а работодатели получают возможность получить специалистов под
свои потребности. Однако, практика внедрения таких программ показывает, что возникают проблемы с разработкой ЛНА,
увязкой требований разных ФГОС, организацией учебного процесса.
Подробно рассмотрим кейсы ведущих вузов по проектированию ООП с двумя квалификациями, учету требований нескольких
ФГОС в интегрированной ООП для формирования профессиональных компетенций по двум квалификациям.
ВСОКО: какой сегодня должна быть система оценки качества
С введением в жизнь российских вузов акредитационных показателей функционирование внутренней системы оценки качества
вуза приобрело особое значение. Наличие ВСОКО стало оцениваться во всех трех процедурах: государственной
аккредитации, аккредитационном мониторинге, контроле (надзоре).
В рамках Летней школы-2024 мы продолжим цикл занятий по построению ВСОКО и ответим на следующие вопросы:
• Как меняется в вузе система оценки качества образования?
• Какие категории используются для определения качества
образовательных программ в офлайн- и онлайн-формате?
• Какие механизмы запустил аккредитационный мониторинг в оценке
качества образовательных программ?
• Сопрягается ли ВСОКО с системой поощрения ППС в рамках эффективного контракта?
• Какие новые инструменты и механизмы используются для оценки качества образования?
КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СИСТЕМЕ ВО: изменения в перечень индикаторов риска
Рособрнадзор разместил для публичного обсуждения проект приказа о введении дополнительных индикаторов риска
нарушений требований законодательства образовательными организациями (дополнения в приказ №1336 от 04.10.2021 г.).
В отношении вузов будут введены три дополнительных индикатора риска: если в период проведения мониторинга
безопасности отсутствует доступ к официальному сайту или выявят ведение образовательной деятельности несколькими
организациями по одному адресу;
а также, если более 25% обучающихся, принимавших участие в диагностической работе при проведении аккредитационной
экспертизы, не выполнят 50% и более заданий.
Результаты контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзора за 1 квартал 2024 года показали, что во всех 34 вузах
(100%), в отношении которых проводился мониторинг безопасности, выявлены индикаторы риска и они получили
предостережения.
Что необходимо сделать, чтобы вуз успешно прошел процедуры мониторинга безопасности и не оказался в числе
нарушителей? Квалифицированные эксперты проанализируют эффективные технологии подготовки к прохождению
контрольно-надзорных мероприятий.
|