TPL_GK_LANG_MOBILE_MENU

Научные организации пополнятся иностранными студентами

В Госдуму внесен законопроект, расширяющий права иностранцев на получение образования в России. Он предусматривает внесение изменений в статьи 70 и 78 ФЗ-273 «Об образовании», разрешающем иностранным гражданам поступать на обучение по программам специалитета в научные организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Напомним, что перечень научных организаций, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по программам специалитета, устанавливается Правительством РФ.

На данный момент, согласно действующим нормам, иностранные граждане могут быть приняты на обучение по программам бакалавриата и специалитета в вузы по результатам вступительных испытаний.

Предлагаемые депутатами поправки сохраняют действие других положений в отношении обучения иностранцев в России (международные договоры, квоты), в том числе и права иностранных граждан, являющихся соотечественниками, проживающими за рубежом, на получение высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации.

По словам профессора Института образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, "студенты из Китая и ОАЭ заинтересованы в получении образовании или стажировках в научных организациях из сфер энергетики, ядерной физики и биологии. Таким образом, иностранцы смогут объединить образование и научную деятельность под руководством академических лидеров".

Подробнее

Справки об обучении нужно вносить в ФИС ФРДО?

По вопросу внесения справок об обучении в ФИС ФРДО Рособрнадзор в ответ на запрос дал разъяснения в своем Письме от 06.12.2023 «О внесении справок об обучении в ФИС ФРДО».

Согласно ч.12 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», справка об обучении или о периоде обучения выдается "лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность".

Из изложенного в письме следует, что в ФИС ФРДО необходимо вносить сведения о документах об образовании, указанных в п. 1 Правил, в том числе сведения о справках об обучении (справках о периоде обучения). Отмечается также, что в настоящее время вносятся изменения в шаблоны модулей ФИС ФРДО как «Справка об обучении», при отсутствии серии документа (Справки) можно указать слово «Нет».

Подробнее

В Письме Минобрнауки России от 19.02.2024 МН-7/469-ДА на запрос Рособрнадзора дан следующий ответ: "учитывая, что право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, является академическим правом обучающегося, которое он может реализовать неоднократно, внесение в ФИС ФРДО сведений о справках об обучении или о периоде обучения представляется нецелесообразным".

На пути развития искусственного интеллекта

По итогам прошедшей 24 ноября 2023 г. конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» опубликован Перечень поручений Президента РФ (утв.17.01.2024 г.), касающийся развития прорывных решений в области генеративного искусственного интеллекта (ИИ).
В будущем возможно практическое внедрение и широкое использование генеративных моделей ИИ в разных сферах деятельности – от работы с базами данных архивов и библиотек до расследования преступлений.

В связи с этим большой блок поручений посвящен вопросам образования и подготовки специалистов в области ИИ.

В частности, при создании пятилетнего прогноза кадровой потребности отраслей экономики Правительству необходимо проанализировать запрос на специалистов с навыками ИИ и внести изменения в профессиональные стандарты и ФГОСы (п.1 б).
Срок выполнения поручения – до 30 апреля 2024 г.

Правительству поручено увеличить контрольные цифры приема по направлениям подготовки в сфере ИИ для вузов, занимающих лидирующие позиции в рейтинге «по параметру качества подготовки специалистов" в области ИИ, расширить перечень программ магистратуры и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в данной области (п.4),а также совместно с Минцифры реализовать комплекс мер, направленных на подготовку ученых-разработчиков мирового уровня в этой области (п.7).
Срок выполнения поручения - до 1 сентября 2024 года. В ответственных за выполнение числятся ректоры НИУ ВШЭ, МФТИ, Университета ИТМО, МГУ, СПбГУ и Сколковского института науки и технологий.

Для руководителей крупнейших организаций, профессиональных образовательных организаций, вузов, федеральных и региональных органов госвласти должны разработать программы ДПО в сфере ИИ, уделяя особое внимание развитию навыков и компетенций по использованию больших генеративных моделей (п.5). Срок – до 15 апреля 2024 г. Обучение должно начаться не позднее 1 апреля 2024 г. 

Подробнее

Итоги 2023 года глазами методистов

Высшая школа вступает в новый календарный год с ожиданиями позитивных перемен и надеждами на стабильность. По традиции хочется еще раз оглянуться назад, пристальнее посмотреть на то, что происходило в прошлом году. 

Мы посмотрели на события 2023 года глазами руководителей и специалистов структурных подразделений, отвечающих за организацию и качество образовательного процесса.

Подвести итоги нам помогли коллеги - подписчики телеграм-каналов «Качество в образовании» и «Союз методистов ВО», прошедшие в конце декабря опрос «Вслед уходящему 2023 году…». Предлагаем ознакомиться с результатами опроса, которые мы опубликовали в 210-ом выпуске "Вестника аккредитации".

Благодарим всех, кто в предновогодней суете нашел возможность поделиться своим видением главного в прошедшем году!

Подробнее

Наиболее актуальные вопросы модернизации высшей школы в 2024 году рассмотрим 7-8 и 13-14 февраля 2024 года в рамках Зимней школы-2024.

Несоблюдение аккредитационных показателей отнесено к категории риска

Постановлением Правительства России от 29.12.2023 г. №2398 внесены изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования.

С одной стороны, они направлены на стимулирование добросовестного соблюдения контролируемыми лицами требований законодательства. Теперь это отнесено к отдельному виду профилактических мероприятий. Мера стимулирования – понижение категории риска.

Такая награда ожидает тех, кто будет соответствовать одновременно трем критериям: выполнение аккредитационных показателей; своевременность представления сведений в информационные системы; 100% выполнение показателей мониторинга системы образования. Предусмотрено, что оценка добросовестности контролируемого лица проводится контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно.

С другой стороны, определены последствия несоблюдения аккредитационных показателей, выявленных по результатам аккредитационного мониторинга. В течение трех лет образовательная организация может попасть в категорию среднего риска.

Подробнее