ГД приняла в первом чтении законопроект о регулировании платного приема в вузы. Цель законопроекта — регулирования платного приема на обучение как одного из механизмов решения проблемы дефицита квалифицированных кадров и снижения напряженности на рынке труда.
Документ подготовлен по поручению Президента РФ. 6 февраля 2025 г. на заседании Совета при президенте РФ по науке и образованию В. Путин призвал исключить чрезмерный платный набор в вузы по специальностям, на которые отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда.
Законопроект внесли на рассмотрение в апреле, авторами инициативы выступили депутаты и сенаторы во главе с председателем Госдумы В. Володиным и спикером Совета Федерации В. Матвиенко.
Изменениями в законе «Об образовании в РФ» предлагается закрепить за Правительством РФ возможность устанавливать объемы приема в вузы на платной основе, а также утверждать сроки и порядок определения объема. Правительство будет устанавливать эти лимиты с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей. Речь идет о госрегулировании мест с оплатой обучения как физическими, так юридическими лицами, за счет средств образовательной организации, добровольных пожертвований и целевых взносов, следует из пояснительной записки. В случае принятия документ вступит в силу 1 сентября 2026 года. Изменения не затронут вступительную кампанию 2025 года.
Говоря о необходимости реформы, председатель ГД В. Володин отметил, что в настоящее время у Минобрнауки нет полномочий регулировать объемы платного обучения. Это делают сами вузы, и в итоге 56% от числа всех обучающихся и в государственных, и в частных вузах получают образование на платной основе. Из общего количества платных студентов 42,5% учатся на экономических и юридических отделениях. По его мнению, остается вопрос, есть ли у высшей школы ориентированность на рынок труда. Таким образом, введение госрегулирования в этой сфере поможет повысить качество высшего образования, считает спикер ГД.
Замминистра науки и высшего образования Д. Афанасьев добавил, что на программах по творческим направлениям платники составляют не более 10%. «Платные студенты по инженерным направлениям — 22%, по гуманитарным направлениям педагогическим — это около 7%. Платные медики — чуть более 6%, — заявил Афанасьев. — Поэтому нам нужно изменить структуру приема. Там, где все же необходим платный прием, поддержать его в том числе методами льготного образовательного кредита. И попридержать платный прием там, где он не поддержан ни потребностями кадров, ни практикой реального качественного трудоустройства». Предполагается исходить из изменений в прогнозе потребности в кадрах, который разрабатывает Минтруд. «Вместе с депутатами Госдумы будем обсуждать эти параметры и закладывать их в план приема в вузы на следующий год», — заявил он.
Председатель ГД подчеркнул, что «здесь нет речи о сокращении студентов, преподавательского состава. Главная цель этого закона — повысить качество образования, независимо от того государственный это вуз, частный, платное отделение. В этой связи хотелось бы, чтобы министерство осознавало свою ответственность», — добавил он.
Ректорское сообщество в целом поддерживает идею регулирования платного приема, в то же время высказывает мнение о необходимости предупреждения возможных рисков такого решения.
Ректор Санкт-Петербургского горного университета В. Литвиненко считает, что в высшем образовании нельзя увлекаться элитарностью, не следует превращать университеты в закрытые клубы. Девальвация высшего образования еще опаснее — это пустая трата бюджетных денег. Оптимальный формат лежит между этими двумя полюсами. В индустриальной стране, какой является Россия, каждому рабочему месту должна соответствовать определенная вузовская специальность — и связка эта должна очень гибко и точно регулироваться государством».
Проректор по организации приема РУДН Н. Чеснокова также отметила, что при обсуждении законопроекта стоит обратить внимание на некоторые риски. К примеру, возможное сокращение числа договорных мест может сказаться на доступности образования для тех, кто не проходит на бюджет. Может возникнуть необходимость пересмотра финансовой модели вузов, включая стоимость обучения. К тому же, по ее мнению, необходимо предусмотреть гибкий подход к ограничениям набора в вузах с учетом региональной и институциональной специфики.