TPL_GK_LANG_MOBILE_MENU

Рекомендации Минобрнауки России по особенностям приема в вузы

В Письме Минобрнауки России от 07.05.2024 № МН-5/2026 даны методические рекомендации по особенностям приема, установленным Приказом Минобрнауки России от 1 марта 2023 г. № 231, на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета лиц, обучавшихся в образовательных организациях, расположенных на приграничных территориях Российской Федерации.

Особенности приема №231 действуют до 2026/27 учебного года включительно.

Подробнее

Утвержден новый порядок организации целевого обучения в вузах и колледжах

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.04.2024 № 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", с 1 мая начинает действовать актуализированный порядок организации целевого обучения в вузах и колледжах.

Утверждаются:
• положение о целевом обучении по программам среднего профессионального и высшего образования,
• правила установления квоты приема на целевое обучение по программам высшего образования за счет бюджетных средств,
• типовая форма договора о целевом обучении в колледже или вузе и другие формы.

Абитуриенты самостоятельно смогут ознакомиться с предложениями заказчиков на платформе «Работа России» и подать заявку в бумажном или электронном виде (через портал госуслуг). В 2024-2025 учебном году заключение договора о целевом обучении осуществляется только в письменном виде на бумажном носителе.

После завершения обучения выпускнику необходимо отработать в организации, которая выступила заказчиком обучения, как минимум 3 года. В договоре о целевом обучении могут быть прописаны условия прохождения практики у заказчика и требования к успеваемости студента.

Постановление вступило в силу 1 мая 2024 года. 

С 1 мая 2025 г. вступают в силу:

  • п. 108, касающийся размещения информации об отчислении гражданина, принятого на целевое обучение, на цифровой платформе "Работа в России",
  • пп. "б", "в" п. 110, касающиеся взаимодействия образовательной организации и граждан с цифровой платформой "Работа в России".

Подробнее

Оценка качества высшего образования в Китае и в России: делимся опытом

23 апреля 2024 г. на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (г. Москва, ул. Сретенка, 29) состоялся международный семинар «Российско-китайское сотрудничество в сфере оценки качества высшего образования». Гибридный формат проведения мероприятия позволил собрать более 150 участников из различных регионов России.

На правах принимающей стороны участников семинара поприветствовала проректор по воспитательной и социально-психологической работе МГППУ Олеся Валентиновна Вихристюк. Она отметила перспективы, которые открывает вузу прохождение совместной аккредитации. С приветственным словом в начале семинара выступил д.п.н., академик РАО, председатель Национального Аккредитационного Совета, Виктор Александрович Болотов.

Перед участниками семинара выступили заместитель директора Агентства по оценке качества образования Министерства образования КНР Хуэйу Чжан (Huiwu Zhang), и директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации, Президент Азиатско-тихоокеанской сети гарантии качества (APQN) Галина Николаевна Мотова.

Участники семинара получили возможность погрузиться в систему оценки качества высшего образования в Китае и России, оценили преимущества и возможности совместной российско-китайской аккредитации, обсудили международные тенденции в оценке качества высшего образования в обеих странах.

Участники отметили высокий уровень проведения семинара и профессионализм выступающих, а также отметили, что подобные мероприятия способствуют совершенствованию качества высшего образования в обеих странах. Организаторы выразили надежду, что такие мероприятия будут проводиться и в дальнейшем.

Более подробно результаты сравнительного анализа и материалы семинара будут представлены на Летней школе-2024 в июне 2024 года.

Подробнее

Рейтинги и аккредитация – драйверы качества образования

5 апреля на базе РосНОУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Рейтинги и аккредитация – драйверы качества образования», посвященная памяти доктора технических наук, профессора, директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации В.Г. Наводнова. В мероприятии приняли участие более 250 человек как в очном, так и в онлайн-формате.

С приветственным словом выступила Г.Н. Мотова, президент Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (APQN), директор Национального центра профессионально-общественной аккредитации. В начале конференции трехминутным видеороликом почтили светлую память В.Г. Наводнова, вспомнив основные вехи его профессионального пути и ключевые высказывания.

Среди спикеров были В.А. Зернов, ректор РосНОУ, доктор технических наук, профессор; В.А. Болотов, председатель Национального аккредитационного совета, академик РАО; А.Б. Жумагулова, генеральный директор НААР Республики Казахстан; Э.А. Эсентаев, директор независимого аккредитационного агентства «Билим-Стандарт» Республики Кыргызстан и многие другие российские и зарубежные специалисты в области качества образования.

На мероприятии обсудили неоценимый вклад В.Г. Наводнова в развитие системы аккредитации не только в России, но и в других странах, государственную политику в области управления качеством образования, существующие системы рейтингования вузов, целесообразность и методы учета рейтингов при профессионально-общественной аккредитации и учета аккредитации при построении рейтингов.

Участники конференции успешно обменялись опытом и знаниями и договорились координировать усилия в целях более эффективного решения задач в области обеспечения качества образования.

Подробнее

Регламент разовых диссертационных советов уточняется

Минобрнауки России направил письма, уточняющие регламент создания разовых диссертационных советов и защиты диссертаций в виде научного доклада.

В Письме № МН-3/2255 от 03.04.2024 г. уточняются некоторые моменты по созданию советов:

  • подачи ходатайства организация принимает ЛНА, определяющий порядок инициирования процедуры создания совета;
  • в состав совета могут входить только доктора наук, имеющие публикации по тематике диссертационного исследования;
  • по рекомендации ВАК могут быть включены специалисты по теме защищаемой диссертации;
  • ходатайства, подготовленные без сервисов ФИС ГНА, к рассмотрению не принимаются.

 В отношении защиты кандидатских диссертаций в форме научного доклада в Письме Минобрнауки № МН-3/2235 от 03.04.2024 г. уточняется:

  • научный доклад можно подготовить только по перечню научных специальностей, утвержденных ВАК;
  • доклад можно подготовить в период обучения или в течение одного года после окончания аспирантуры или адъюнктуры;
  • обязательными условиями являются наличие не менее 10 публикаций научных результатов в изданиях ВАК и заключение организации, где выполнена диссертация;
  • если диссертация охватывает несколько научных специальностей, они все должны входить в перечень ВАК;
  • сохраняются требования в отношении ведущей организации и официальных оппонентов;
  • для защиты диссертации в виде научного доклада нельзя создавать разовый диссертационный совет.