26 июня 2024 г. на открытой онлайн-встрече Союза методистов высшего образования приняла участие заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, д.э.н. Екатерина Владимировна Харченко.
Екатерина Владимировна рассказала о вступивших в силу законах и рассматриваемых законодательных инициативах, связанных с экосистемой высшего образования и науки России. Принятые нормы связаны с регулированием образовательных отношений в четырех новых субъектах РФ, совершенствованием механизма целевого приема, утверждением льгот участникам СВО на получение высшего образования. Обсуждаемые инициативы касаются механизма распределения бюджетных мест с учетом прогноза кадровой потребности рынка труда в специалистах, поддержки молодых ученых, обеспечения качества медицинского образования, регулирования учебной нагрузки преподавателей вузов.
В своем выступлении Екатерина Владимировна подчеркнула, что "эффективность трансформации высшей школы в первую очередь определяется ответственной и неравнодушной работой на местах", и именно от каждого из нас - "профессоров, доцентов и педагогов, проректоров, деканов и заведующих кафедрами, методистов и руководителей учебно-методических управлений, каждого сотрудника вуза - зависит качество образовательных программ и результативность научных исследований".
С презентацией Е.В. Харченко можно ознакомиться по ссылке.
С 1 мая 2024 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. № 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования", согласно которому заключение договоров о целевом обучении предусматривается через Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».
Минтруд России в Письме от 17.05.2024 №14-7/10/В-8003 сообщает об изменениях к организации целевого обучения, начиная с приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам на 2024/2025 учебный год:
- механизм целевого обучения, заказчиками которого могут выступать государственные органы, предполагает использование ЕЦП "Работа в России"; - с 1 мая 2024 года при приеме на обучение договор о целевом обучении заключается после издания распорядительного акта о приеме гражданина на обучение, но не позднее начала учебного года; - при приеме на целевое обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета в пределах установленной квоты меры материального стимулирования гражданина, с которым заключается договор о целевом обучении, в период его обучения устанавливаются в объеме на уровне не ниже размера государственной академической стипендии.
Предлагаем ознакомиться спрезентациейИнтеробразования "Новый механизм целевого обучения и приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования. Выделение и использование целевой квоты. Прием на целевое обучение в рамках детализированной и недетализированной целевой квоты".
Минобрнауки России в письме от 23.05.2024 № МН-7/2371 «О проведении мониторинга» информирует о порядке предоставления данных по форме «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования» (включая деятельность филиалов) за 2023 год.
Образовательные организации должны предоставить сведения по Форме 1-Мониторинг до 7 июня 2024 года.
С целью консультационной помощи образовательным организациям Национальный фонд поддержки инноваций в сфере образования совместно с Учебно-консультационным центром 3 июня2024 г. проводит II часть вебинара "Как пройти мониторинг эффективности-2024". Начало вебинара в 10.00 (мск).
В личных кабинетах вузов АИС Мониторинг размещены Методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (в связи с вступлением в силу с 01.09.2024 Приказа Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493). Ссылка для входа в личный кабинет: https://ais-monitoring.obrnadzor.gov.ru/auth
На сайте Правительства опубликован доклад Минобрнауки России о реализации госполитики в сфере высшего образования и ДПО. Он содержит интересные данные по результатам ФСН и мониторинга системы образования, которые показывают основные тенденции развития высшей школы.
Так, в 2023 г. количество самостоятельных вузов не изменялось с 2019 г. (724), а филиалов стало на 39 меньше (524). В вузах обучалось 4,33 млн. студентов (на 4,7% больше, чем в 2022 г.). В 2023 году стало больше абитуриентов-платников, они составили 56% из общего числа зачисленных студентов (1,28 млн.).
Министерство отчиталось об успешной реализации мероприятий национального проекта «Наука и университеты», развитии инновационной инфраструктуры и цифровизации высшего образования.
Какие целевые установки министерство ставит на завтра?
Переход на новую национальную систему ВО с 1 сентября 2026 года
Запуск суперсервиса «Цифровые документы об образовании онлайн» назначен на 2025 год
Число участников и проектов программы «Приоритет–2030» будет расширяться (5400 проектов)
Студентов в вузах станет больше (в 2027 г. – 4,58 млн.)
Доступность высшего образования увеличится (на 14% в 2026 г. по сравнению с 2023 г.).