Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом. Одна из задач – развитие конкурентоспособности российского образования и использование его потенциала для расширения гуманитарного влияния в мире и развития международных связей.
Согласно Письму Минобрануки России от 6 сентября 2022 г. №МН-5/30911, Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России направляет рекомендации образовательным организациям высшего образования по разработке и утверждении правил приема на обучение по образовательным программам бакалавриата и специалитета на 2023/24 учебный год: предусмотреть начисление пяти дополнительных баллов победителям и трех дополнительных баллов призерам Всероссийского конкурса «Большая перемена».
Опубликован Приказ Минпросвещения России от 09.08.2022 № 709 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам разработки примерных основных образовательных программ", вносящий незначительные изменения в пункт 4 Порядка разработки примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ СПО: слова "нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы" заменены словами "финансового обеспечения реализации ОП, определенные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.09.2022 № 2523-р, государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные организации и суды будут обязаны создать и вести свои официальные аккаунты в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Речь, в частности, идёт о публикации отчётов о проводимых мероприятиях, комментариев по актуальным вопросам, актуальных контактных данных, включая адрес электронной почты и номера телефонов.
Новые требования вступают в силу с 1 декабря 2022 года. Официальный аккаунт госведомства может быть создан в любой соцсети из определённого Правительством перечня.
Научные сотрудники лаборатории «Развитие университетов» Инобра ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» провели анализ внутреннего управления в российских государственных вузах, которые включены в сложную систему правил, ограничений и стимулов.
Исследование базируется на выделении трех групп вузов – ведущие, средние, отстающие – по данным Мониторинга эффективности деятельности вузов Минобрнауки России.
В первую группу попали НИУ и участники Проекта 5-100, а в последней находятся вузы, которые не справляются даже с базовыми требованиями Минобрнауки. «Несмотря на то, что российская система высшего образования – одна из наиболее централизованных в мире, а уровень автономии весьма ограничен, вузы значительно различаются не только по размеру, ресурсам, соотношению направлений деятельности, результативности, но и по реализации практик внутреннего управления», – отмечено в докладе.
Один из выводов исследования: чем лучше вуз, тем больше в нем самостоятельности подразделений. В «отстающих» университетах ректорат принимает все важные решения сам. А в ведущих гораздо больше зависит от факультетов, их ученых советов и т.д. – здесь управленцы среднего уровня чаще сами могут в какой-то степени регулировать финансы, назначать стимулирующие выплаты, принимать и увольнять сотрудников. Впрочем, отчасти это можно объяснить тем, что в статусе ведущих находятся более крупные и сложные по структуре организации.
Управленцы говорят о росте отчетности как ведомственной, так и внутри вузов – той, которую сдают преподаватели. В том числе – она сказывается на усложнении закупок расходных материалов и научного оборудования.
В выводах говорится об «общей институциональной картине растущей плановой логики микроменеджмента» в российском высшем образовании.
Прочитать доклад «Внутреннее управление российских вузов: взгляд практиков в условиях меняющейся среды» можно здесь.
Руководителей и преподавателей вузов России приглашают принять участие в исследовании, которое проводится по заданию Правительства Российской Федерации в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».
Исследование направлено на выявление основных особенностей трансформации университетов в современных условиях.